Славянская одежда. Обрядовый костюм.
Рубаха - суть наидревнейшая славянская одежда, и в русском народном
костюме - наипервейшая его часть, основа; все остальные детали лишь
дополняют образ. Рубаха сопровождает человека на протяжении всей его
жизни - от младенчества до глубокой старости, согревает, украшает,
оберегает. В рубаху принимает младенца бабка - повитуха. В чистой белой
рубахе, уходит человек по Калиновому Мосту в мир иной.
Бывают
рубахи будничные и праздничные, ворожбенные, покосные, свадебные и
похоронные. Оттого и шьются они по-разному, разные обереги несут, из
разного материала делаются. Так же различают рубахи: исподки - нательные
(холщовые) и красные - верхние нарядные (отсюда красно платье).
Древним
названием одежды вообще было у славян слово "портище” - отрез (кусок
ткани); отсюда и слово "портной” - человек, шьющий одежду. Название это
продержалось на Руси до пятнадцатого века, а в олонецких говорах еще в
девятнадцатом веке одежду называли "порт”.
Наиболее архаичной
формой одежды у славян являлся, конечно же, руб. Это был простой шмат
(отрезок) ткани (льняной, конопляной), который перегибался пополам, а на
сгибе делалось отверстие для головы. Руб мог быть сшивной - сшитый по
бокам или не сшивной, но обязательно перехваченный поясом. Девичья
запона, дошедшая до наших дней, и есть такой несшивной руб. Делалась
запона из льняного крашенного толста, подпоясывалась, и была обыкновенно
несколько короче рубахи, на которую одевалась.
Материалом для
рубахи издревле служила домоткань: холст, серьмяга, льняное полотно,
шерсть домашней выделки. Вот древние славянские названия тканей:
частина, узина, толстина, вретище, шерстян-волосень. Так по названию
материала часто и рубаху называли: пестрядевая рубаха - из пестряди,
пеньковой и льняной грубой ткани в пеструю полоску; "замашная рубаха” -
рубаха из замашки (дергунца), бесплодной конопли (мужское растение);
"веретище” - очень грубая рубаха из веретья, ткани из оческов льна и
конопли.
Кроме самых простых и грубых тканей, было много тканей
тонкой выработки, как местных, так и привозных. С двенадцатого века, в
народе получили широкое распространение кумча, бязь, миткаль
(привозные). Гладко окрашенные ткани назывались крашениною, узорчатые -
набойкой. Любили в старину красить ткани в красный, зеленый, желтый и
черный цвета. Соковыми красками красили - из растений. Зеленую краску
делали из травы пырея, желтую и коричневую - из луковой шелухи,
оранжевую - из коры яблоневых побегов, красную - из ягод... В ладу с
Природой надо было жить всегда, ведь, чтобы рубаху сшить, необходимо лен
посеять, вытеребить, размять, расчесать, спрясть, выткать полотно и
только потом шить...
С шестнадцатого века вошло в обращение и
народное слово "платье”, и портные с тех пор стали называться:
кафтанники, шубники, шапочники. Название "портной” сохранилось,
вероятно, лишь для мастеров, шьющих рубахи и портки.
Наиболее
архаичным кроем рубахи можно назвать туникообразный. При таком крое
мужская рубаха отличается от женской только меньшей длинной и наличием
подоплеки. Подоплека - холщевая или из серпянки (грубой льняной или
пеньковой ткани) подкладка на грудь и спину мужской рубахи. Подоплека
служит для прочности: от тяжелой работы ткань на плечах истлевает от
пота. "Рубаха - трут: трутом на плечах перегорела”, - в шутку говорил
народ.
Сказать надобно, что рубахи никогда не шились в обтяжку;
крой всегда был свободным, и рубаха всегда подпоясывалась. Рукава
делались довольно длинными (до первой фаланги большого пальца - на
мужских рубахах) и узкими. Для того, чтобы рукава могли двигаться
свободно, в подмышку вшивали ластовицу (ласток, ласточенок) - кусок
прямоугольной ткани, как правило красного или синего цвета.
Рукава
женской рубахи могли достигать удивительной длины. Такие рукава
собирали красивыми складками по руке, и схватывались у запястья
узорчатыми зарукавьями. Рубахи -долгорукавки дожили почти до наших дней в
Рязанской губерни, и поражают мастерством вышивки...
Крой
русской рубахи а домонгольский период отличался мудрой простотой. Так
как полотно ткалось довольно узким (от 32 до 60 см.), рубаху расширяли
за счет боковых клиньев. Рукав делали вышитый, длинный и узкий; носили
дорогие зарукавья из добротной узорчатой ткани. Воротника же а этот
период не было; вместо него одевался ожерелок, застегивавшийся сзади на
клялышь. Ожерелок, как и зарукавья, богато украшался вышивкой и даже
каменьями и перламутром.
Женская рубаха была "в рост", и у шеи могла собираться в сборку. Женщины также носили ожерелья, запястья и навесные украшения. В
пятнадцатом веке, получил распространение косой ворот на мужских
рубахах. Пришивной манжет на женских рубахах (равно как и рукав в
сборку) появился только в семнадцатом веке. Женские рубахи иногда богато
расшивались жемчугом - скатным северным, а то и гурмыжским - из Персии.
Кроме того, в большом ходу был перламутр - "раковина”, как его называли
в старину.
Издавна было известно золотое шитье. Древние
киевляне носили одежду с большим количеством золотого шитья. Самая
старая из известных -русская золотая вышивка была найдена археологами в
кургане князя Черного (близ Чернигова), и датируется десятым веком. Близ
города Пронска в курганах были найдены останки шелковой одежды с
сохранившимися воротниками. Воротники, как отложенные, так и стойкой,
были вышиты золотой нитью и имели бронзовые пуговки. Датируется
погребение двенадцатым веком. Один из старейших центров русского
золотого шитья находился в городе Торжке...
А вот украшение
женских рубах кружевными вставками -явление относительно новое, ему
всего триста лет. Знаменитые Михайловские кружева (численное кружево)
радуют глаз традиционной цветовой гаммой, (красный, белый, синий)...
Украшение
рубахи всегда было исполнено глубокого смысла и представляло собой
иногда сложнейшее сочетание обережной и иной волховской символики.
Особенно обильно украшались ворот, подол и рукава, а также и швы. Рубахи
обшивались тесьмой, вышивались, украшались узорными лоскутными
нашивками.
Обычные для рубах вышитые обережные мотивы: кони,
птицы, дерево Жизни, растения и растительные орнаменты вообще, ланки
(ударение на "и”) - антропоморфные персонажи, изображения Богов...
Весьма многообразны полосчатые орнаменты: травчатый, лапчатый, личиками,
Струями, репьями, копытцами, коньками, свинушками, крестом и кружалком,
и т.д. Нужно отметить, что иногда вышитые части перешивались со старой
рубахи на новую (Аналогично было и с полотенцами).
На Руси,
традиционным обережным цветом был красный - цвет огня, цвет крови. Сама
холстина в рубахах называлась Землей, а вышивка Ярью. Таким образом,
Небесный Огонь, покрывая Землю, зачинал и оберегал все живое.
В
древности русский народ различал до тридцати оттенков красного цвета.
Каждый из них имел свое название, например: черевчатый (черемной) -
красный, багрец - аловишневый, мясной - алый, кармазиновый - малиновый,
рудо-желтый - оттенок рыже-красного цвета, кумашный - красно-алый,
чремной-искрасной - рыжий, боканный - красный, и т.п. Справедливости
ради нужно сказать, что точное определение и обозначение того или иного
цветового оттенка посредством слов современного языка крайне
затруднительно, ибо наши далекие Предки гораздо тоньше нас чувствовали
цвета, а так же то настроение, которое они создают в душе человека.
Следует
добавить, что в качестве оберегов славяне использовали большое
количество навесных украшений, (особенно женщины). Еще в четвертом веке
арабские путешественники отмечали обилие украшений у восточных
славянских женщин, особо выделяя золотые и шейные серебряные гривны, а
так же большое количество украсов из высоко ценившегося тогда зеленого
бисера. Монисты, ожерелья, браслеты и другая "женская кузнь”,
изготовленная славянскими мастерами, всегда ценилась знатоками.
Рубахи
подпоясывались - пояс издревле представлялся сильным и действенным
оберегом. Его ткали, вышивали узорами, украшали капторгами и тузлупами. К
дорогим кожаным поясам подвешивали маяльники - качающиеся привески,
иногда с дорогими камнями или смазнями. Кисти бранных поясов украшались
самоцветными варворками и золотой нитью. Девочки с детства плели красную
нить, которой матери позднее опоясывали их перед свадьбой. Известны
нательные пояса, которые носили на голое тело - их не снимали даже в
бане, веря в защитную силу...
На Руси издавна ценились дородство
в фигуре, поэтому рубаха подпоясывалась низко, а над поясом делался
напуск. Это, в основном, касалось середовых - людей среднего возраста;
молодежь подпоясывалась по талии. Нижняя рубаха подпоясывалась шнурком)
Длина рубахи так же имела свои возрастные различия: старики (белые люди)
и дети носили длинные рубахи. Мужики носили рубахи короче - немного
выше или немного ниже колена. Женщины - до стопы. Так же разным
возрастам соответствовали разные типы вышивок: наибольшее количество
вышивок присутствовало на девичьей одежде. В зависимости от статуса и
возраста женщины на ее понёве было определенное число свастических
символов солнца от 1 до 12....
Таков был древнерусский канон,
позже, с течением времени, претерпевший некоторые изменения, но в
главном сохранивший и донесший до нас сквозь столетия драгоценное
наследие древней культуры.
Алексей ПОТАПОВ (по материалам сайта http://perunica.ru )
|